Он возвратился из церкви под влиянием сильнейшего
религиозного настроения, и когда потом, часу в двенадцатом, заблаговестили к преждеосвященной обедне, он первый отправился к службе; и его даже удивляло, каким образом такие религиозные люди, как Семен Яковлевич и Евлампия Матвеевна, молились без всякого увлечения: сходят в церковь, покланяются там в пояс и в землю, возвратятся домой только несколько усталые, как бы после какого-то чисто физического труда.
Кирилл делал прежние поездки свои к барыньке без всяких приключений. Он ехал верхом и ныне спокойный, довольный, что скоро переедет со своим паном к Яскулке, где не будут их пугать революционные затеи и заживут они, как у «Иезуса на плечике». По временам в
религиозном настроении затягивал он духовные гимны. При спуске с сторожевой горы на окраине леса и в нескольких саженях от дороги показалась фигура Волка и с ним несколько всадников. При виде их Кирилл побледнел и вздрогнул.
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм есть основа
религиозного настроения, умер в счастливом убеждении, что его не очень веселая философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
Неточные совпадения
Я все время боролся против реакционных
религиозных и политических
настроений, боролся в журнале «Путь», боролся в Религиозно-философской академии, боролся в христианском движении молодежи.
Религиозные философы проникались апокалиптическими
настроениями.
Скоро, однако, умный и лукавый старик нашел средство примириться с «новым направлением». Начались
религиозные споры, и в капитанской усадьбе резко обозначились два
настроения. Женщины — моя мать и жена капитана — были на одной стороне, мой старший брат, офицер и студент — на другой.
В таком
настроении я встретился с Авдиевым. Он никогда не затрагивал
религиозных вопросов, но год общения с ним сразу вдвинул в мой ум множество образов и идей… За героем «Подводного камня» прошел тургеневский Базаров. В его «отрицании» мне чуялась уже та самая спокойная непосредственность и уверенность, какие были в вере отца…
Для
религиозного ренессанса не хватало сильной и сосредоточенной воли, была слишком большая культурная утонченность, были элементы упадочности в
настроениях культурного слоя, и этот высший культурный слой был слишком замкнут в себе.
Россия пережила расцвет поэзии и философии, пережила напряженные
религиозные искания, мистические и оккультные
настроения.
Был в то время в Петербурге еще один кружок с
религиозным же
настроением в самом узком смысле: люди этого кружка не имели радений и не обнаруживали прозелитизма, а имели у себя «благодетельницу», к которой ревновали всех.
Отсюда начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание
религиозного направления, достигшего впоследствии, по моему мнению, такого высокого
настроения, которое уже несовместимо с телесною оболочкою человека.
В этой отчужденности от веры заключается одна из поразительных особенностей нашей эпохи, благодаря которой одни, умы более грубые, видят в вере род душевного заболевания, а другие — «психологизм», субъективизм,
настроение, но одинаково те и другие не хотят считаться с гносеологическим значением веры как особого источника ведения и в
религиозном опыте видят только материал для «
религиозной психологии» или психиатрии.
В настоящее время, когда вкус к серьезной и мужественной религии вообще потерян и капризом субъективности с ее прихотливо сменяющимися
настроениями дорожат белее, нежели суровой и требовательной религией, не терпящей детского своеволия,
религиозный индивидуализм находится в особой чести: те, кто еще снисходят до религии, чаще всего соглашаются иметь ее только индивидуально; личное своеволие явным образом смешивается при этом со свободой, которая достигается именно победой над своеволием.
Вообще «
настроение», «переживание», понимаемое в совершенно имманентном смысле, доминирует в
религиозной жизни Германии XIX века; достаточно назвать двух современных представителей имманентизма в религии — Трёльча и Германа [Воззрения Трёльча изложены в ряде его статей в различных протестантских энциклопедиях и во 2‑м томе полного собрания его сочинений: Ernst Troeltsch.
Объективный, кафолический характер
религиозного переживания, отличающий его от музыки одних лишь
настроений, от субъективности с ее психологизмом, именно и требует догматической кристаллизации.
Гомеровский эллин умел совмещать в своей душе
настроения, казалось бы, совершенно несовместимые: глубоко
религиозное отношение к жизни и полнейшее отсутствие потребности в теодицее или в космодицее.
«Батюшка» учил нас Закону Божию, а дома соблюдались предания: ездили к обедне, говели, разговлялись — все это истово, но без всякого излишества,и
религиозное чувство поддерживалось простое, здоровое и, в юных летах, не лишенное отрадных
настроений в известные праздники, в говенье, на Пасху, в Троицу.
Княжна слушала рассеянно отчеты ее поверенного против ее воли. Она, видимо, примирилась с ним, как с неизбежным злом. За последнее время она вдруг сделалась
религиозной, почти ханжой, и ежедневно ездила на поклонение московским святым и на могилу брата. Под влиянием этого
настроения, быть может, она считала графа Довудского грозным посланцем разгневанного неба.